Логотип Портала государственных и муниципальных услуг Московской области
Как определить, что звонит мошенник
Сотрудник полиции
Звонящий представляется сотрудником полиции и сообщает, что кто-то из ваших родственников пойман с поличным и нужно прямо сейчас заплатить крупную сумму. На вас давят и не дают времени на раздумья, настаивая на немедленном принятии решения. Вы переводите деньги, и они уходят преступникам
Работник банка
Звонящий представляется работником банка и просит уточнить ваши паспортные данные во избежание блокировки карты. Таким образом мошенники выманивают персональные данные, чтобы потом, например, получить по ним кредит
Сотрудник пенсионного фонда
Звонящий представляется сотрудником пенсионного фонда и предлагает более выгодные условия для ваших накоплений. Потом он говорит, что для их перевода ему нужны данные вашей карты. Получив их, мошенник сможет распоряжаться всеми средствами, которые есть на счёте
Главная задача мошенников
Похитить ваши данные и деньги, играя на эмоциях. Помните, мошенники — хорошие психологи. Фразы подготовлены специалистами и направлены на то, чтобы вы выполняли все их указания
Главная ваша задача
Не паниковать и не торопиться совершать какие-либо действия. Спокойно откажите и положите трубку. Затем перезвоните в банк или пенсионный фонд и расскажите о случившемся
Самые распространённые фразы мошенников
«
С вашего счёта хотят перевести 
деньги в другом городе...
«
Зафиксирована попытка войти
в ваш личный кабинет...
«
Давайте уточним остаток средств на вашей карте...
«
Примите участие в расследовании. Никому о нём не рассказывайте.
Помогите поймать нечестного сотрудника...
«
Автоматическое сообщение от бота: «Ваша карта заблокирована,
перезвоните, пожалуйста, по номеру...»
«
Ваши пенсионные накопления 
находятся в опасности. Чтобы
избежать финансовых потерь, необходимо перевести сбережения
«
В каком фонде вы храните свои пенсионные накопления? Мы переведём их в другой фонд с более высоким процентом по вкладам. Сообщите смс-код...
«
Для сохранности ваших денежных средств мы откроем специальную ячейку, на которую будут переведены ваши деньги на время проведения
расследования...
«
Надо установить специальное мобильное приложение, которое поможет ликвидировать вирусы и защитит ваши средства...
Как определить фишинговое письмо
Сайт похож на официальныйПисьмо отправлено с сайта, очень похожего на официальный, например manager@sberb.ru. Но в официальном источнике может быть только sberbank.ru
Неверные ссылки
Ссылки в письме не совпадают с реальными и ведут на сайт злоумышленников. Они могут быть замаскированы под адреса настоящих организаций. Например https://pfr.gov.ru — ссылка на официальный сайт Пенсионного фонда РФ, а http://pfr.gow.ru — неверная ссылка
Подозрительные вложения
Письмо содержит подозрительные вложения, например с расширениями: ехе, bat, vbs, js, msi, при открытии которых запускается вирус. Расширение — это символы после точки в названии файла
Обход фильтрации
Мошенники могут специально допускать ошибки в словах, например «отправьтепароль» одним словом, чтобы обходить фильтры почтовых серверов, которые автоматически блокируют такие письма или направляют их в спам
Главная ваша задача — быть внимательным
Не паниковать и не торопиться совершать какие-либо действия. Спокойно откажите и положите трубку. Затем перезвоните в банк или пенсионный фонд и расскажите о случившемся
Типы фишинговых сообщений
«
Получение наследства от неизвестного родственника
«
Предложение принять участие в опросе за призы и подарки
«
Предложение заполнить заявку на получение компенсация или льгот
«
Предложение о переводе пенсионных накоплений в другой фонд с более выгодными условиями
«
Просьба подтвердить или обновить
личную информацию
«
Предложение купить товар
по очень низкой стоимости
«
Оповещение о необходимости оплаты штрафов или налогов, уклонение от оплаты которых повлечёт уголовную ответственность
«
Предложение немедленно получить выигрыш, перейдя по ссылке и заполнив форму с персональными данными
«
Сообщение о попытке взлома личного кабинета мобильного банка
или подозрительной активности
Как защитить себя от мошенников
Следите за тем, какой информацией делитесьВнимательно относитесь к тому, что хотите переслать в чате. Не выкладывайте информацию, содержащую персональные данные. Не участвуйте в опросах, где требуется предоставить личную информацию о вас, например:
ФИО
Паспортные данные
Адрес проживания
Доверяйте, но проверяйтеНе бросайтесь переводить деньги другу, оказавшемуся в беде. Сначала позвоните ему и убедитесь, что ситуация, описанная в сообщении, реальна и ваша помощь действительно нужна. Если дозвониться не удастся, попробуйте узнать информацию через общих знакомых. Скорее всего, от них вы услышите, что страницу друга взломали мошенники.
Если вы получили письмо, в котором объявлено о новой выплате от государства, перепроверьте информацию на официальных сайтах или позвоните по телефону в нужное ведомство
Не поддавайтесь на провокацииЕсли столкнулись с интернет-травлей, не отвечайте обидчику и ничего ему не доказывайте. Заблокируйте агрессора и сообщите об инциденте в службу поддержки
Резюме
Будьте предельно внимательны, прежде чем совершить какое-то действие, например, сделать перевод, принять участие в опросе, оплатить товар
Самостоятельно проверяйте информацию на официальных сайтах органов или организаций
Положите трубку, если чувствуете, что разговор по телефону вызывает у вас тревогу
Не передавайте информацию о себе и своём финансовом положении посторонним
Если сомневаетесь, посоветуйтесь с родными, как лучше поступить