Назад

Вопросы и ответы

Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Российское законодательство определяет правовой статус иностранцев и лиц без гражданства принципом национального режима.

В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В настоящее время Российским законодательством не предусмотрено ограничение возникновения права собственности у иностранных граждан и лиц без гражданства на жилье при его приобретении.

Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 ЖК РФ положения ЖК РФ применяются также к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено ЖК РФ или другим Федеральным законом.

Жилищным законодательством предусмотрен ряд ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства в части предоставления жилья.

Согласно пункту 5 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма, а также по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

То же касается субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (часть 12 статьи 159 ЖК РФ) и приватизации жилых помещений (статья 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Согласно п. 6 ч. 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В данном пункте предусмотрено два самостоятельных основания для снятия с учета.

1. Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие учет.

Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на такой учет, например относительно численности членов семьи, размера и пригодности для проживания занимаемого жилого помещения, состояния здоровья граждан, получаемых доходов и т.п. При этом не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что граждане снимаются по такому основанию с учета только в том случае, если будет установлено, что действительно отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на учете (к примеру, в представленных органу, осуществляющему принятие учет, документах сведения об общей площади занимаемого жилого помещения не соответствуют действительной площади такого помещения, но это несоответствие не приводит к утрате какого-либо основания, по которому соответствующий гражданин был принят на учет).

2. Основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица (которое, например, неправильно оценило фактические обстоятельства при рассмотрении его заявления о постановке на учет).

Недостоверность представленных гражданином в уполномоченный орган сведений для принятия на жилищный учет может быть определена как, например, ошибка или подлог.

Понятие «неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет» может включать в себя как рассмотренные выше ошибку и подлог (служебный), так и иные, часто уголовно наказуемые действия, результатом которых явился факт принятия положительного решения о постановке гражданина на жилищный учет.

Согласно частям 5 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Данный конституционный принцип находит закрепление и в положениях ЖК РФ.

По смыслу федерального законодательства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ и других федеральных законов. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, положениям ЖК РФ применяются положения последнего (части 6 и 8 статьи 5 ЖК РФ).

Как указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых опросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разрешая споры, возникающие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).

При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет ЖК РФ. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям ЖК РФ должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).

Судебные решения по схожей ситуации:

  1. Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 78-КГ16-16.
  2. Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N 5-АПГ15-45.

Часть 5 ст. 15 ЖК РФ содержит юридические критерии определения общей площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Пунктом 12 приказа Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» установлено, что к площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.

В площадь жилого помещения включаются площади ниш высотой 2 метра и более, арочных проемов шириной 2 метра и более, пола под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1,6 метра и более.

В площадь жилого помещения не включаются площадь, занятая выступающими конструктивными элементами и отопительными печами, а также площадь, находящаяся в пределах дверного проема.

Статьей 2 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», установлено, что на учет принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее пяти лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации:

  1. признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области № 277/2005-ОЗ «О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»;
  2. указанные в части 1 статьи 1 Закона Московской области N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Пунктами 5, 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Реализация этого права может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в нормативных актах.

Вопрос о конкретном сроке постоянного проживания, как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, ЖК РФ не решен, в связи с чем Московская область, как субъект Российской Федерации, вправе своим законом урегулировать этот вопрос.

Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза оседлости для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 9 апреля 2002 года N 123-О, от 4 марта 2004 года N 80-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 29 мая 2014 года N 1027-О.

Судебное решение по схожей ситуации: Определение Верховного суда РФ от 1 апреля 2015 г. N 4-АПГ15-7.

Статьи 31 и 69 ЖК РФ содержат термин «другие родственники», но, именно, в контексте признания их членами семьи собственника/нанимателя жилого помещения.

Однако, ЖК РФ не раскрывает понятия, кого относит законодатель к данной категории лиц. Определение термина «другие родственники» не содержит также ни Гражданский кодекс РФ, ни Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ раскрывает только понятие «близкие родственники» (ст. 14 СК РФ).

В соответствии с п. б) части 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Термин «другие родственники» объединяет под собой лиц, связанных с нанимателем жилого помещения узами родства, за исключением детей и родителей, относящихся к лицам первой категории. Родство является длящимся юридическим фактом и означает семейно-правовое состояние (свойство) лица, основанное на происхождении одного лица от другого или нескольких лиц от общего предка.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что в контексте ст. 31 и ст.69 ЖК РФ, к другим родственникам, помимо указанных (супруг, дети, родители), относятся и другие лица, связанные с собственником кровным родством, проживающие совместно с собственником/нанимателем в принадлежащем ему жилом помещении, и вселенные им в качестве членов семьи.

Судебное решение по схожей ситуации: Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 января 2012 г. N 33-319/2012.

ЖК РФ гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).

В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение (т.е. на орган местного самоуправления).

Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 утвержден «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда».

В указанном обзоре, в частности, указано следующее:

1. Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

2. Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.

3. В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

4. Отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

5. В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.

6. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

7. Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

8. Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.

9. Временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

10. Граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.

11. Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.

Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Так, статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) нормам раздела VIII ЖК РФ «Управление многоквартирными домами» придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы части 4 статьи 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу данного Кодекса.

В связи с этим при рассмотрении жилищного вопроса необходимо определить, когда возникли те или иные жилищные правоотношения. Если жилищные правоотношения носят длящийся характер, то положения ЖК РФ могут применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года.

Объект незавершенного строительства нельзя отнести к жилищному фонду, так как данный объект не зарегистрирован как жилой дом. Следовательно, площадь данного объекта не следует учитывать при расчете обеспеченности гражданина общей площадью жилых помещений при признании нуждающимися в жилых помещениях.

Судебное решение по схожей ситуации: Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 05.07.2012 по делу N 33-1012/57.

Из приведенной нормы следует буквально, что снять гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях может только тот орган местного самоуправления, который его на соответствующий учет и поставил. Однако в отдельных муниципальных образованиях в настоящее время продолжают состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях граждане, принятые на учет более 15 - 20 лет назад. За это время часть органов местного самоуправления, в чью компетенцию в то время входил вопрос ведения жилищного учета граждан, перестали существовать. Кроме этого, полномочия по ведению учета сначала от муниципальных районов были переданы городским и сельским поселениям, входившим в их состав, затем от сельских поселений снова муниципальным районам. Часть органов местного самоуправления была реорганизована в связи с изменением границ муниципальных образований.

Таким образом, положения части 2 статьи 56 ЖК РФ при формальном подходе неисполнимы. Фактически же снятие с граждан учета в настоящее время осуществляется решениями тех органов местного самоуправления, которые наделены полномочиями по ведению учета нуждающихся в жилых помещениях.

Вопросы о признании лица членом семьи собственника жилого помещения (ст.31 ЖК РФ) или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (ст.69 ЖК РФ) можно условно разделить на две категории в зависимости от цели обращения гражданина в орган местного самоуправления или в суд с таким иском. Каждая из этих категорий имеет свою специфику относительно определения норм материального права, подлежащих применению по делу, и обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

Это обусловлено тем, что круг членов семьи, связанных взаимными правами и обязанностями, законодателем по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - в семейном, уголовном, жилищном, военном, административном, налоговом и т.д.

В связи с этим необходимо отметить, что круг лиц, составляющих юридическое понятие «члены семьи» определяется в зависимости от того, какой отраслью права и каким законодательством регулируются спорные правоотношения.

1. В первом случае признание того или иного лица членом семьи преследует цель распространения на такого гражданина социальных льгот и гарантий, предусмотренных для членов их семей законодательством.

2. Вторая разновидность вопросов данной категории связана с признанием гражданина членом семьи нанимателя (собственника) жилого помещения с целью обеспечения его жильем.

В пункте 25 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указаны условия для признания судом лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Так как указанные обстоятельства носят оценочный характер, то они подлежат доказыванию истцом в суде.

Таким образом, в случае, если судом будет установлен факт, что супруги совместно не проживают, а также не зарегистрированы по одному адресу и не признаны членами семьи гражданина, изъявившего желание быть принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, общая площадь жилых помещений, принадлежащая супругу (супруге) одного из членов семьи, и незарегистрированному(ной) с ним по одному адресу учету не подлежит.

В случае отсутствия судебного решения, подтверждающего данный факт, применяется часть 2 ст. 51 ЖК РФ, которой предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи.

Таким образом, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судебные решения по схожей ситуации:

1. Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2009 N 5-В09-25.

2. Кассационное определение Пермского краевого суда от 6 июля 2010 г. по делу N 33-5643.

3. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2010 г. N 647.

4. Апелляционное определение Ульяновского областного суда 18.03.2014 года по делу N 33-820/2014.

5. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.09.2014 N 33-13231/2014.

6. Апелляционное определение СК по административным делам Московского областного суда от 08 апреля 2015 г. по делу N 33-8115/2015.

Признаками, свидетельствующими о том, что проживающие и зарегистрированные в одной квартире или комнате по месту жительства граждане могут быть отнесены к членам разных семей, являются:

1) жильцы квартиры имеют отдельные источники дохода;

2) жильцы квартиры имеют отдельные бюджеты;

3) жильцы квартиры ведут раздельное хозяйство;

4) жильцы квартиры не объединены признаками родства или свойства.

Положения части 1 статьи 31 ЖК РФ относят к членам семьи собственника жилого помещения проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи собственника жилого помещения, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Термин «другие родственники» объединяет под собой лиц, связанных с собственником жилого помещения узами родства, за исключением детей и родителей, относящихся к лицам первой категории - бабушка, дедушка, внуки, братья и сестры, не исключая при этом, что, помимо названных, существуют и другие родственники.

Следовательно, «другими родственниками» являются лица, между которыми и собственником жилого помещения существуют отношения родства, вселенные собственником в жилое помещение в качестве членов его семьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «а» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» о том, что в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 указанного Постановления, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

Круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся:

1) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;

2) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.

При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).

В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Судебные решения по схожим ситуациям:

1. Апелляционное определение Ульяновского областного суда 18 марта 2014 года по делу N 33-820/2014.

2. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.09.2014 по делу N 33-13231/2014.

3. Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 января 2012 г. по делу N 33-319/2012.

4. Определение Конституционного суда РФ от 23 декабря 2014 г. по делу N 3003-О

5. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 10 марта 2016 г. по делу N 33-1553/2016.

6. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 ноября 2015 г. по делу N 33-20993/2015.

Нет, этот факт не может являться основанием для снятия с учета. Статьей 56 ЖК РФ и статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В указанном перечне такого основания как непредставление документов в ходе перерегистрации не содержится.

Если гражданин, состоящий на учете нуждающихся, в целях проведения перерегистрации самостоятельно не представляет документы и не подтверждает статус малоимущего, то органы местного самоуправления должны направить межведомственные запросы по такому гражданину и по результатам рассмотрения ответов принимают решение о правомерности нахождения его на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, а также устанавливают льготы для таких семей, в том числе предоставление многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

ЖК РФ и Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» льгот по обеспечению жильем многодетных семей не предусмотрено. Действующее законодательство Российской Федерации исключает возможность применения дифференцированного подхода к решению жилищного вопроса граждан с учетом конкретных обстоятельств, не регламентированных нормативными актами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы, связанные с обеспечением нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержанием муниципального жилищного фонда, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, многодетным семьям может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в соответствии с ЖК РФ, т.е. на общих основаниях, в случае признания семьи малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях при подходе очереди.

Вместе с тем, в настоящее время вопросы улучшения жилищных условий многодетных семей решаются в рамках реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» и «Улучшение жилищных условий семей, имеющих семь и более детей» государственной программы Московской области «Жилище».

Участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям подпрограммы.

В первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья включаются молодые семьи, имеющие трех и более детей.

Кроме того, с целью улучшения жилищных условий граждан, в том числе многодетных, проживающих в сельской местности реализуется подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Московской области «Сельское хозяйство Подмосковья», предусматривающая льготное ипотечное кредитование. Основными условиями участия в данной подпрограмме являются признание граждан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности, а также наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» граждане, имеющие трех и более детей, могут быть приняты в члены жилищно-строительного кооператива, на основании соответствующего заявления, которое указанные граждане могут подать в орган местного самоуправления по месту жительства.

Кроме того, в целях улучшения жилищных условий многодетных семей в Московской области действует Закон Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в соответствии с которым предусмотрено бесплатное предоставление многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Понятие граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, применяется в отношении лиц, принятых на жилищный учет до вступления в силу ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.).

ЖК РФ не содержит такого понятия, как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий и, соответственно, оснований для признания его таковым. По отношению к гражданам, которым может предоставляться жилое помещение по договору социального найма, используется определение «нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, то есть тем, кто вообще не имел жилого помещения для постоянного проживания (военнослужащие, молодожены, проживавшие ранее на жилой площади родителей либо у частных лиц на началах поднайма) и лицам, улучшающим жилищные условия (те, кто имел какую-либо жилую площадь, но нуждался в переезде из одного жилого помещения в другое, большего размера или лучше благоустроенное), при наличии установленных в оснований.

Основания, по которым граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливались ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.

С введением в действие ЖК РФ установлены основания признания нуждающимися в жилых помещениях с учетом материального положения граждан. А именно, жилые помещения по договору социального найма могут быть предоставлены малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (также признанным нуждающимися в жилых помещениях). В Жилищном кодексе РСФСР, не существовало разграничений в материальном положении граждан.

В силу положений статьи 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в редакции, действовавшей до 2015 года, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производилось органом регистрационного учета, в том числе, в случае осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Аналогичное положение содержалось в подпункте «в» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее – Правила).

В соответствии с п. 8 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР за гражданами, осужденными к лишению свободы, право пользования жилым помещением сохранялось до приведения приговора в исполнение.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.1995 N 8-п положения части 1 и ч. 2 п. 8 ст. 60 ЖК РСФСР, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, признаны не соответствующими ст. 40 ч. 1 и с. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации, а положение п. 8 ч. 2 ст. 60 ЖК РСФСР - также ст. 19, 46 ч. 1 Конституции Российской Федерации. В Постановлении указано, что временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием к лишению права пользования жилым помещением.

Таким образом, в случае если гражданин снят с регистрационного учета в связи с временным выбытием на период осуждения, после вступления в силу вышеуказанного Постановления Конституционного суда, то после освобождения из мест лишения свободы за ним сохраняется право пользования жилым помещением. За гражданами, снятыми с учета в связи с осуждением к лишению свободы до указанного срока, право пользования жилым помещением сохранялось только до приведения приговора в исполнение.

Порядок регистрации и перечень документов для регистрации гражданина по месту жительства определены в ст. 6 Закона и п. 16 Правил.

Пунктом 18 Правил установлено, что орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления документов на регистрацию. Ни указанный закон, ни Правила не предусматривают возможность отказа гражданину в регистрации по месту жительства при условии предоставления им необходимых документов.

В случае отказа в регистрации по месту жительства и вселении в жилое помещение, ранее занимаемое гражданином, снятым с регистрационного учета в связи с осуждением к лишению свободы, вопрос может быть решен только в судебном порядке.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, осужденных к лишению свободы, и в связи с этим утративших право пользования жилыми помещениями, жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вышеуказанные граждане обеспечиваются жильем на общих основаниях.

В соответствии Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Согласно ст. 15 указанного закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района (гарнизона).

В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Вопросы, связанные с постановкой граждан, проживающих в закрытых военных городках, на учет нуждающихся в жилых помещениях, органами местного самоуправления муниципальных образований законодательно не урегулированы.

Таким образом, в случае возникновения разногласий решение указанных вопросов возможно только в судебном порядке.

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма могут быть признаны и иные лица (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке.

Заявление о признании иных лиц членами семьи нанимателя должно содержать:

  • доказательства, подтверждающие фактические либо родственные отношения между нанимателем жилого помещения и лицом, проживающим совместно с ним, но не являющимся членом его семьи (фотографии, письма, открытки, почтовые квитанции);
  • сведения о периоде времени совместного проживания;
  • обстоятельства, свидетельствующие о вселении, пользовании жилым помещением в качестве члена семьи, волеизъявлении (согласии/несогласии) нанимателя (при наличии такового), а также волеизъявление всех остальных членов семьи нанимателя, проживающих, а также зарегистрированных совместно с нанимателем в жилом помещении, в отношении вселения в жилое помещение гражданина, в качестве члена семьи;
  • обстоятельства, подтверждающие ведение совместного хозяйства, совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования;
  • имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право;
  • иные обстоятельства, в зависимости от возникшей правовой ситуации.

В заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие названные обстоятельства.

Нет, такие сроки законодательством не предусмотрены.

15 июля 2016 года вступила в силу норма об изменении Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в связи с чем прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных. Форма выписки из ЕГРП, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, утверждена приказом Минэкономразвития России.

Такая выписка из ЕГРП может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме. Выписка из ЕГРП, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав - это документ, подтверждающий факт проведения такой государственной регистрации и наличие в ЕГРП указанных в ней сведений, в том числе о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах - основаниях для регистрации права, на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи. При этом согласно законодательству только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года в соответствии с положениями ЖК РФ, могут быть сняты с учета, в том числе, в случае превышения общей площади жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи учетной нормы, установленной органом местного самоуправления.

Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005., по п. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

До 1 марта 2005 действовала статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (п. 5 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).

Соответственно, снятие граждан с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, может производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки таких граждан на учет, а не в силу ЖК РФ принятого в 2005 году.

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Как правило, передача общежитий в муниципальную собственность и заключение с гражданами договоров социального найма, осуществляется на основании правового акта органа местного самоуправления. Результатом принятия административного акта является изменение правового статуса жилого дома, который утратил статус общежития.

Таким образом, если основания их постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с действиями должностных лиц и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были, общая площадь жилых помещений меньше нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, то оснований для снятия с учета таких граждан не имеется.

Судебные решения по схожей ситуации:

1. Определение Верховного суда РФ от 03.09.2013 № 5-КГ13-99.

2. Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2014 № 5-КГ13-137.

3. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу № 11-29702/13.

4. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2013 по делу № 11-26879/13.

Статья 56 ЖК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Правоотношение, возникающее между гражданином и органом местного самоуправления по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого, они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 статьи 56 ЖК РФ предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.

ЖК РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, а орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.

В отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, статья 56 ЖК РФ не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 статьи 56 ЖК РФ основанием для снятия с учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях.

Пункт 2 ч. 1 статьи 56 предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими, либо относящимися к особой названной в законе категории граждан, либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:

1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получением членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.));

увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);

увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, в связи с занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;

2) увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);

3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).

В ЖК РФ отсутствует такое понятие, как «включение несовершеннолетних детей в состав семьи граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Частью 16 статьи 2.3 Закона Московской области N 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что при подаче гражданином заявления о включении в состав семьи нового члена семьи гражданин представляет документы, подтверждающие право такого члена семьи состоять на учете.

Таким образом, для включения несовершеннолетнего ребенка в состав семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в жилье, в орган местного самоуправления по месту жительства предоставляется заявление о внесении изменений в учетное дело, и документы, подтверждающие право ребенка состоять на учете.

К примеру, согласно Апелляционному определению Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-38289/2015 в удовлетворении требовании о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании внести изменения в учетное дело отказано, поскольку не представлены доказательства, подтверждающие регистрацию истицы и ее ребенка на законных основаниях в городе Москве.

Судебные решения по схожим ситуациям:

1. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.03.2015 по делу N 33-4396/2015.

2. Апелляционному определению Московского городского суда от 26.10.2015 по делу N 33-38289/2015.

3. Апелляционное определение Тверского областного суда от 01.07.2015 по делу N 33-2405.

4. Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2014 по делу N 33-19799/14.

В статье 56 ЖК РФ приведен перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В указанном перечне такого основания как вступление в брак не содержится.

Однако, данный вопрос необходимо рассматривать во взаимосвязи с со статьей 51 ЖК РФ, которая содержит перечень оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется для каждого члена семьи очередника.

Таким образом, суммарная общая площадь жилых помещений члена семьи очередника, вступившего в брак, состоит из уровня обеспеченности общей площадью данного члена семьи очередника и его супруги (супруга).

В случае превышения нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании в соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ, только этот член семьи очередника утрачивает основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма и подлежит снятию с учета нуждающихся по п. 2 ст. 56 ЖК РФ.

Судебные решения по схожей ситуации:

1. Определение Московского городского суда от 28.02.2012 по делу № 33-6319.

2. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 21.01.2010 № 647.

Наличие обременения приобретенного гражданином в собственность жилого помещения ипотекой в силу закона правового значения для решения вопроса о нуждаемости не имеет. Таким образом, приобретение гражданином жилого помещения, которое находится в залоге у банка, является улучшением его жилищных условий.

Судебное решение по схожей ситуации: Определение Верховного суда РФ от 5 августа 2014 г. № 88-КГ14-2.